Сибирский шелкопряд угрожает хвойным породам деревьев в Республике Коми


Сотрудники Россельхознадзора Коми в этом году проведут полномасштабное обследование лесов на выявление сибирского шелкопряда.

Впервые карантинный объект - имаго сибирского шелкопряда (Dendrolimus sibiricus Tschetw.) - был выявлен на территории республики в 2016 году по результатам лабораторных исследований в 45 случаях в феромонных ловушках.

Для установления популяции карантинного вида в этом году запланировано проведение фитосанитарного обследования, целью которого станет подтверждение полного цикла развития сибирского шелкопряда с применением околота, а также с помощью феромонных и световых ловушек.

Первые ловушки были вывешены еще в 2009 году. Обследованиям проводились в лесах с преобладанием хвойных пород на территории, где вероятностью заноса сибирского шелкопряда была максимальной. Данный вредитель выявлен в Кировской области и Пермском крае, непосредственно граничащих с республикой.

В этом году 500 феромонных ловушек на выявление сибирского шелкопряда будут вывешены на территории Койгородского, Прилузского, Сысольского и Троицко-Печорского района, охватив при этом 100 тыс. га лесных угодий.

Сибирский шелкопряд повреждает около 20 видов хвойных пород, в том числе лиственницы, пихты, сосны.

При совместном произрастании этих пород повреждает в первую очередь пихту и лиственницу.

Сибирский шелкопряд на западе ареала (юг Удмуртии и Пермской области) обитает на пихте и ели, на лиственнице Сукачева (юго-восток Башкирии). Хвоей сосны гусеницы сибирского коконопряда питаются крайне неохотно. Самая неустойчивая к шелкопряду древесная порода – пихта, наиболее устойчивая – лиственница.

Поврежденные сибирским шелкопрядом насаждения становятся очагами размножения стволовых вредителей леса, в первую очередь, черных хвойных усачей рода Monochamus. В результате дефолиации и гибели хвойных лесов образуются так называемые "шелкопрядники", после которых лес долгое время не восстанавливается вообще или возникают малоценные лиственные массивы. Для полного восстановления хвойного леса часто требуется более 100 лет. В том случае, если погибшие леса произрастали в условиях вечной мерзлоты, происходит ее разрушение, что ведет к заболачиванию территорий.

Изменения в экологии приводят к разрушению привычных экологических ниш. Из погибающих лесов на долгие годы уходит промысловый зверь, что коренным образом нарушает привычный уклад жизни и ведения традиционного хозяйства коренными народами Севера. Таким образом, при проникновении в новые регионы, вредитель может оказывать влияние на судьбу коренного населения в лесных поселках северной тайги.

Фото с сайта: baikal-info.ru

Подробнее: komiinform.ru

Популярные сообщения из этого блога

В Вуктыле тайным голосованием был выбран новый мэр города

Братья Игнатовы из Коми на пути к лыжным вершинам

В Ухте торжественно открыли обновлённый геологический музей