Экс-правительство Коми получало ежемесячные конверты по 630 тыс рублей с доходов СЛВЗ


На допросе по «делу Гайзера» Константин Ромаданов рассказал о «выборном бюджете» действующем в Республике Коми.

В Замоскворецком районном суде Москвы по «делу Гайзера» допросили экс-премьера правительства Коми Константина Ромаданова.

На прошлом судебном заседании в ходе четырехчасового допроса свидетель Константин Ромаданов рассказал, что с 1998 по 2004 год он занимал должность первого заместителя генерального директора по финансово-экономическим вопросам ОАО «АЭК «Комиэнерго». По роду своей деятельности он часто взаимодействовал с руководством Коми. В 2004 году Владимир Торлопов, который в то время был главой Коми, пригласил Ромаданова на работу в созданную тогда республиканскую службу по тарифам. Он был приглашен как опытный финансист и специалист в области энергетики. Поскольку в «Комиэнерго» его заработная плата составляла более 10 тыс. долларов США, то на государственную должность он перешел с условием неофициальной доплаты в размере этой суммы. По словам Ромаданова, доплату эту он никогда не получал, она ему каким-то образом учитывалась. Подробнее свидетель не пояснил.

Из его рассказа следует, что примерно спустя полтора года после начала его работы в службе по тарифам к нему обратился Павел Орда, занимавший на то время пост заместителя главы республики, с предложением вести учет поступлений и расходования денежных средств некого неофициального бюджета. Между собой чиновники Коми его называли «выборный бюджет», поскольку его основная часть направлялась на различные выборные кампании. Орда, делая такое предложение Ромаданову, пояснил необходимость существования такого бюджета невозможностью на законных основаниях финансировать из госбюджета некоторые расходы: выборные кампании, поддержку социально значимых проектов, благотворительных фондов, проектов в сельском хозяйстве и потребкооперации, а также производить доплаты сотрудникам, приглашенным на работу в государственные структуры из бизнеса, которые в связи с переходом теряли в заработке. Ранее для этих целей руководители регионов использовали различные внебюджетные фонды. В частности, по словам Ромаданова, такие фонды существовали в Коми, когда республику возглавлял Юрий Спиридонов. В первой половине 2000-х годов поменялось федеральное законодательство, и такие фонды стали невозможны.

Один из первых проектов, который был направлен на формирование доходной базы «выборного бюджета», был проект по созданию структуры, которая занималась реализацией песчано-гравийной смеси подрядчикам «Газпрома».

По указанию Орды Ромаданов подготовил финансово-экономический расчет по этому проекту и бизнес-план. Он узнал, что ему с Ордой предстоит ехать в Москву к Александру Зарубину для доклада. На встрече в Москве в период с 2006 по 2008 год Зарубин одобрил проект и дал указание на его реализацию. В дальнейшем доходы от этого проекта расходовались в соответствии с указаниями Орды.

- Стало понятно, что функционал, который был поручен мне, включен в общий план, которым управляет Зарубин, - отметил свидетель.

Он пояснил, что в то время Зарубин работал в группе компаний «Ренова», которая и занималась реализацией песчано-гравийной смеси.

Ромаданов продолжал отчитываться Орде об исполнении «выборного бюджета» вплоть до своего увольнения в 2009 году. После этого Ромаданов по доходам и расходам этого бюджета стал подотчетен Вячеславу Гайзеру и Алексею Чернову.

По словам Ромаданова, 80% затрат из неофициального фонда приходилось на выборные кампании. Из этих же средств производились доплаты специалистам, перешедшим в госструктуры.

В дальнейшем поступления в «неофициальный бюджет», по его словам, стали приходить и из других источников. В 2009 или 2010 году Вячеслав Гайзер, который на то время был заместителем главы Коми Владимира Торлопова, пригласил его в свой кабинет и со словами: «Это поступления от СЛВЗ» передал Ромаданову конверт, в котором находились 630 тыс. руб.

Такие передачи были ежемесячными. В свою очередь, Гайзер эти деньги получал от гендиректора СЛВЗ Александра Сердитова. По информации источника БНК, Сердитову указанная сумма ежемесячно поступала от компании, которая поставляла для завода бутылочные пробки.

В какой-то момент деньги стали предаваться напрямую от Сердитова Алексею Соколову, который был доверенным лицом Ромаданова.

Свидетель признал, что «неформальный бюджет» пополнялся в том числе и откатами — денежными средствами, которые платили предприниматели за возможность получить выгодный подряд от государственных организаций.

Свидетель рассказал о таблице получателей ежемесячных денежных выплат на содержание из «неформального бюджета», которую он вел. Первым номером в таблице значился Владимир Торлопов. По мнению свидетеля, Торлопов ежемесячно с 2010 по 2015 год получал 1,5 млн руб. Ниже в таблице значились Павел Орда, Вячеслав Гайзер, Алексей Чернов. Были в таблице и фамилии бывшего председателя Контрольно-счетной палаты Коми Михаила Евдокимова и экс-председателя республиканского избиркома Елены Шабаршиной.

На вопрос гособвинителя, что Ромаданову известно о регулярной передаче денежных средств руководителям правоохранительных органов, свидетель ответил, что ему это известно, но более подробная информация содержится в его показаниях.

Говоря о взаимоотношениях с Александром Зарубиным, свидетель заявил, что их бизнесы не пересекались.

Как сообщает ИА REGNUM, сегодня по «делу Гайзера» представители гособвинения оглашают протоколы следственных действий. Такое решение принято прокурорами из-за того, что сегодня продолжить допрос Ромаданова не удалось — по какой-то причине его не доставили в Замоскворецкий районный суд.

Фото с сайта: komiinform.ru

bnkomi.ru

Популярные сообщения из этого блога

В Вуктыле тайным голосованием был выбран новый мэр города

Братья Игнатовы из Коми на пути к лыжным вершинам

В Ухте торжественно открыли обновлённый геологический музей